СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.1.2 Цель и задачи программы 1.1.3 Планируемые результаты работы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы 2.2 Программно-методическое обеспечение 2.3 Содержание психолого-педагогической работы 2.4 Учебный план 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Структура занятия по логоритмике 3.2 Формы взаимодействия с родителями 3.3 Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды 3.4 Система мониторинга Список литературы Приложение Стр. 3 3 4 4 7 7 8 9 11 14 14 14 14 15 17 19 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды. В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в деятельности в группах ДОУ. Всё это побуждает совершенствовать педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми нарушениями (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. Д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. С каждым годом растет число детей с теми или иными речевыми нарушениями. Не все дети могут посещать специализированные логопедические дошкольные учреждения или сады. В условиях логопедического пункта мы не можем охватить коррекционной помощью всех нуждающихся, поэтому возникла необходимость в поиске дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких направлений стали кружковые занятия по логоритмике. Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной). Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 3 – 6 лет на основе программы Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». С учетом обязательного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы) с учётом обновления по парциальным программам (программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой, программ по коррекции речи Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» и «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» 1.1.2 Цель и задачи программы Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Коррекционно-развивающие задачи: развивать речевое дыхание; развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата; развивать тонкие движения пальцев рук; развивать фонематическое восприятие; формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память; формировать грамматический строй и связную речь. Образовательные задачи: формировать двигательные умения и навыки; развивать пространственные представления; развивать переключаемость и координацию движений; развивать ритмическую выразительность; развивать воображение и ассоциативно-образное мышление; развивать коммуникативные умения и навыки; воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства. Оздоровительные задачи: укреплять костно-мышечный аппарат; формировать правильную осанку, походку; развивать координацию движений и моторных функций. 1.1.3 Возрастные особенности детей Возрастные особенности детей 3-4 лет. Речевое развитие. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний, неправильное образование некоторых грамматических форм. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями. Ребенок четвертого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых слогах, но в то же время может опускать их в сочетаниях с другими согласными звуками. (ребенок опускает согласный звук: зей вместо змей), некоторые дети не различают звуки [с] и [ц], последний заменяют в словах звуком [с]: светы вместо цветы, сапля вместо цапля. В этом возрасте ребенок еще не всегда может верно, произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими Сонорные [р], [р’], [л] ребенок может заменять звуком [л’], реже [й]: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах. В некоторых словах, особенно в труднопроизносимых, ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово пингвин как пигин, ножницы как нозицы и т.д.. Однако все эти несовершенства, возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. Общая моторика. Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на двух ногах, произвольно ходит на носочках. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Мелкая моторика. Держит карандаш пальцами. Повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца Собирает и строит из 9 кубиков, берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев. Музыкальные способности. Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. Развивается восприятие: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах, увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках. Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, Возрастные особенности детей 4-5 лет. Речевое развитие. На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!»). Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок в этом возрасте должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Общая моторика. В силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движе- ний, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других. Мелкая моторика. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки. Музыкальные способности. возможности 4-5 летних детей в музыкально – ритмической деятельностипо - прежнему остаются сравнительно небольшими: лёгкость движений относительна; синхронность движений в паре, в подгруппе у многих вызывает затруднения; выразительность движений недостаточна. Для ребёнка 5 года жизни по - прежнему характерен интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах. Дети начинают разбираться в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, может их сравнивать, выделять из многих других. Дети способны воспринимать и воспроизводить, осваивать простой ритмический рисунок. Они с удовольствием импровизируют несложные ритмы марша, плясовой. К этому времени у детей улучшается координация движений руки, обогащается слуховой опыт, поэтому они уже способны воспроизводить на пластинах металлофона элементарные ритмические рисунки. Возрастные особенности детей 5-6 лет. Речевое развитие. У детей 5-6 летнего возраста продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Общая моторика. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног; могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении. Мелкая моторика. К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. Музыкальные способности. Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук. Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы Программа «Логоритмика» разрабатывалась для организации дополнительного образования детей по речевому развитию в условиях конкретного ДОУ – «Детский сад № 258. Программа рассчитана на три год обучения. Занятия проводятся в течении восьми месяцев, в период с октября по май, два раза в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность одного занятия для детей 3-4 лет - 15 минут, для детей 4-5 лет – 20 минут и для детей 5-6 лет - 25 минут. Программа включает в себя 28 занятий. (Таблица 2). Занятия проводятся по подгруппам, количество детей в которых составляет 10 - 12 человек. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения которой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой. Специально для программы разработаны конспекты занятий, подобрана диагностика, музыкальный репертуар, составлены картотеки. В разделе «Учебно-методическое обеспечение программы» перечислены материалы и оборудование, используемые на занятиях. Методы реализации образовательной программы. Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются различные методы и приемы: Таблица 1. Методы Приемы Наглядные Наблюдение; показ способов действий; Демонстрация наглядных пособий (предметов, картинок, репродукций, слайдов, видеозаписей). показ образца. Словесные Рассказ; Беседа. вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание; пояснение; объяснение; педагогическая оценка. Игровые Дидактическая игра; внезапное появление объектов; Воображаемая ситуация (с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием) выполнение педагогом игровых действий; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации. Практические Упражнение (подражательноисполнительского характера, конструктивные, творческие). Моделирование (предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели). Средства реализации образовательной программы: На занятиях по логоритмике используются различные средства: демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные. Данные средства направлены на развитие двигательной, игровой, речевой, музыкальноритмической деятельности детей. 2.2 Программно-методическое обеспечение Модифицированная программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий: по логопедии: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. по музыке: Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой. по логоритмике: Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой. 2.3 Содержание психолого-педагогической работы. Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы: Музыкально-ритмические упражнения и игры 1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание. 2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. 3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега). 4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику. Артикуляционная гимнастика 1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность. 2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ. 3. Стимулировать движения нижней челюсти. 4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации. 5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении. 6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка. 7. Укреплять мышцы шеи. 8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи. 9. Развивать мимическую мускулатуру. Пальчиковая гимнастика Развивать моторику кистей и пальчиков рук. Фонопедические упражнения 1. Укреплять гортань. 2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи. Игра на детских музыкальных инструментах 1. Развивать чувство ритма. 2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп. Коммуникативные игры и танцы 1. Развивать динамическую сторону общения. 2. Развивать эмоциональность. 3. Развивать позитивное самоощущение. Упражнения на релаксацию Снимать эмоциональное и физическое напряжение. Коррекционно-образовательная работа осуществляется поэтапно: I этап – подготовительный Создание благоприятных условий для логоритмических занятий. Формирование слухового и зрительного внимания. Развитие голоса, звукообразования и певческих навыков. Развитие чувства ритма. Развитие общей и мелкой моторики. Обогащение пассивного и активного словаря. Коррекция эмоционально-личностной сферы. Воспитание координации движений и ориентировки в пространстве. II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков Укрепление мышц артикуляционного аппарата. Развитие звуковысотности и силы голоса. Развитие фонематического восприятия. Закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и физического напряжения. III этап – формирование коммуникативных умений и навыков Закрепление двигательных умений, ручной моторики. Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления. Развитие фонематического восприятия. Развитие речевой моторики. Формирование правильного употребления звуков в спонтанной речи. Формирование лексико-грамматических категорий. Накопление активного и пассивного словаря. 2.4 Учебный план Для детей 3-4 лет № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Месяц Название занятия октябрь Яблонька Как растили капусту Заяц в огороде День рождения зайчика Домик для воробья Домок – теремок Приближается зима Зимовье зверей Мельник и Медведь Медвежонок Мишутка Серебряный ключик Новогодняя елка Снеговик Новогодняя елка в лесу Помогите птицам Кукла Аня Новоселье у куклы Поезд игрушек Парад игрушек Иван Иваныч Самоварыч У меня полно хлопот Как Козлик маму искал Паровозик из Ромашково Зайкина шубка Храбрый цыпленок Мамы и малыши Как Петушок утро проспал Прогулка в весеннем лесу Дела много у зверей Чей это домик? Пароходик Дуся ехала на дачу ноябрь декабрь январь февраль март апрель май Для детей 4-5 лет № п/п 1 2 3 4 Месяц Название занятия октябрь Цыпленок и его семья Лесные звезды Зайка-огородник Любимое кушанье 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 ноябрь декабрь январь февраль март апрель май Белая козочка Лесные звезды Верные друзья Сказка про зайцев Круглый год Времена года Мурка в город собирается Как Мурочка деда Мороза будила Дед Мороз Снегурочка на новогодней елке в лесу Петушок Лисичка со скалочкой Петух да собака Бременские музыканты Бравые солдаты А что у вас? Мастера. Как стать большими Даша и Маша Горшочек каши Как мышонок стал трудолюбивым Сказка про бурого Мишку Чьи это ушки? Как мышата зайке помогли. Фонарик Колесо Бычок - смоляной бочок Как мы лето встречали. Для детей 5-6 лет № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Месяц Название занятия октябрь «Игрушки» «Овощи» «Фрукты» «Осень» «Сундучок осени» «Человек. Части тела» «Семья» «Одежда. Обувь» «Зима» «В зимнем лесу» «Зимние забавы» «В гостях у снеговика» «Новый год» «Домашние животные» «Дикие животные» ноябрь декабрь январь 16 17 18 19 20 21 22 23 24 26 27 28 февраль март апрель «Животные жарких стран» «Лимпопо» «Посуда» «Мебель» «Весна» «Весенняя капель» «Перелетные птицы» «Луг. Насекомые» «Цветочная полянка» «Цветы» «Космическое путешествие» «Транспорт» «Профессии» 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Структура занятия по логоритмике Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный (вводный), основной и заключительный. I водная часть: от 3-5 минут. Включает в себя: - различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений; - упражнения на ориентировку в пространстве; - упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса. II основная часть: от 7 до 15 минут. Включает в себя: - развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики; - упражнения на развитие внимания, памяти; - упражнения на развитие чувства ритма, темпа; - упражнения на развитие координации речи с движением; - упражнения на развитие координации пения с движением; - слушание музыки для снятия напряжения; - игровые упражнения на развитие мелкой моторики. III заключительная часть: от 2 до 7 минут. Включает в себя: - упражнения на восстановления дыхания; - спокойные виды ходьбы; - упражнения на релаксацию. 3.2 Формы взаимодействия с родителями Залогом успешной работы по развитию речи и коррекции речевых нарушений является взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители закрепляли с детьми те знания и умения, с которыми воспитанники познакомились на кружковых занятиях. Ежегодно с родителями детей, обучающихся по программе «Логоритмика», проводится тематическое собрание «Роль логоритмики в развитии речи детей». Родители узнают о том, какое значение имеет логоритмика для воспитания и развития дошкольников, знакомятся с принципами и содержанием программы «Логоритмика». В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации для ознакомления родителей с динамикой речевого и общего развития детей. В конце учебного года проводится отчетное мероприятие. 3.3 Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности. Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале с использованием специального оборудования и материалов. Оборудование: зеркала, фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально -ритмических упражнений. Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты, обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов. Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные ложки, дудки, колокольчики, металлофоны. 3.4 Система мониторинга Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Критерии: Слуховое внимание 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). Для детей младшего возраста берется не более 3 игрушек. По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. Дети младшего возраста показывают от куда шел звук. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма 1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - … 4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики 1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики 1. Точность движений. Задания для детей 3-5 лет Предложить ребенку сложить в колечко большой палец с каждым пальцем на правой руке . а потом на левой. Задания для детей 5-6 лет Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Задания для детей 3-5 лет Поочередно сгибать и разгибать пальцы правой руки, левой. Задания для детей 5-6 лет Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. . Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. Задания для детей 3-5 лет Изменить положение кистей рук, одна рука сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены. И наоборот. Задания для детей 5-6 лет «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество баллов за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу (Таблица 4). ЛИТЕРАТУРА 1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2006. 2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М., 2010. 3. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD.- СПб, 2012. 4. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб, 2009. 5. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей– СПб, 2010 6. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб, 2010. 7. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 года. - М., 2005. 8. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-5лет. - М., 2005. 9. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. - М., 2005. 10. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М., 2004. 11. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004; 12. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2007; 13. Кныш В.А. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. – Минск, 2009. 14. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. М.: ВАКО, 2005; 15. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И.Токарева. – Волгоград, 2012. 16. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 2002. 17. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002; 18. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М., 2005. 19. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей. 20. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001. 21. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001; 22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2014. 23. Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей. Авторсоставитель Клезович О.В. –Мн., 2005. 24. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.интов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994; 25. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О.Н.Арсеневская. - Волгоград, 2013. 26. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. – М., 2013. 27. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М., 2003. 28. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. – М., 2014. 29. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М., 2014. 30. Цвынтарный В.В. Пальчиками играем – речь развиваем. - СПб, 2002. 31. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995; 32. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. - М., 2007. Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах) Группа № п/п Дата обследования:____________________ Ф.И. ребенка Слуховое внимание н к Восприятие и воспроизведение ритма н к Ориентирование в пространстве н к Состояние общей моторики н к Состояние мелкой моторики н к Уровень н к 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 19 20